Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Лопатинский Фёдор Антонович

Лопатинский Фёдор Антонович

Родился в 1920 году в  д. Зайковщина Толочинского р-на, Витебской обл., Белорусская ССР.

В 1939 году завербовался матросом в торговый флот. Осенью 1940 года был призван в армию, но уволен в запас по болезни.

В годы Великой Отечественной войны и в последующие годы плавал на советских торговых судах в Англию, США, Японию, Китай и другие страны.

Награждён орденом Отечественной войны II степени ( 22.02.1989)

В 2006 году вышла в свет его книга «Кочегар трёх океанов».

 

Историческая справка

Северный морской путь все годы войны оставался важнейшей транспортной магистралью, обеспечивавшей  решение как народнохозяйственных, так и военных  задач

Одновременно с работой для армии и военного флота на прибрежных морских бассейнах морской транспорт активно участвовал и во внешнеторговых океанских перевозках, с помощью которых наша страна поддерживала военноэкономические связи с союзными державами: Великобританией, Соединенными Штатами Америки и Канадой.

 

Воспоминания Ф.А. Лопатинского

В начале августа 1941 года пароход «Кузбасс» направлялся в Игарку за экспортным пиломатериалом для Англии. По пути зашли на Новую Землю для пополнения продуктов. Взяли оленьего мяса, муки. Продвигались осторожно, так как немецкие подлодки шарили по всему Северному Ледовитому океану для гнусной добычи. На пароходе составили график дежурства по наблюдению за поверхностью моря, чтобы в случае появления перископа немецкой подлодки срочно сообщить капитану на мостик. Нам было известно, что немецкая подводная лодка в упор расстреляла пароход «Колхозник». Команде разрешили высадиться на спасательные шлюпки. Когда команда оказалась в Архангельске, то её, спасённую команду, затаскали по особым отделам НКВД.

Для сопровождения и охраны «Кузбасса» прибыл ледокол «Сибиряков». В военное время всем торговым флотом командовала Москва при помощи телеграмм. На всех судах радиорубки были запломбированы, за исключением  в тяжелую минуту дать SOS. Приём вёлся на всех судах. Капитан получил указание следовать проливом Карские ворота к Диксону. Пароход шел под охраной ледокола «Сибиряков». На Диксоне стояли три эсминца* на букву «Р» - «Резвый», «Разумный» и ещё один, но плохо видно название. Они стояли с обшитым тесом корпусами, от порчи корпуса льдом. На Диксоне нас встретил «чёрный воронок» с охраной. Охрана поднялась на палубу и в радиорубку, они арестовали нашу радистку Д.З., жену третьего поммеханика Вячеслава Д., так как передатчик был распломбирован и позывные ледокола «Сибиряков» передавали в эфир. Команде парохода неизвестно, для кого и кому передавала радистка.

По прибытии в Дудинский порт пароход «Кузбасс» пополнили углём и пресной водой, а свободные от вахты посетили маленький ресторанчик, там можно было заказать котлету и гуляш, но без хлеба. Через 3 дня ушли на «Кузбассе»  в Игарку, где поставили пароход под погрузку экспортного пиломатериала.

**********

Гитлеровская авиация и флот топили много судов – американских, английских, русских в море между островами Шпицберген и Медвежий – это был ближайший и единственный путь для судов, идущих в Россию и обратно в Англию и Америку. Для сопровождения торговых судов охрана была незначительная (английская).

Там, в море, на дне у Шпицбергена, покоятся многие суда: сухогрузные и наливные. На кладбище, которое посетить невозможно, покоятся останки моряков многих наций.

 

*Эскадренный миноносец


Федор Антонович Лопатинский


Эсминец "Разумный"


Эсминец "Резвый"