Авиаремонтные мастерские
(Красноярский судостроительный завод)
Самолетов, способных летать в условиях Севера, в 30-е годы отечественная промышленность не выпускала, к тому же, Енисейская авиалиния не имела (кроме Красноярска) сухопутных аэродромов, поэтому для полетов на Север использовались небольшие гидросамолеты, у которых летом шасси заменялись поплавками, зимой - лыжами. В народе их называли “летающими лодками”, взлетной и посадочной полосой служила Абаканская протока Енисея.
В 1934 г. на острове Телячьем (впоследствии о.Молокова) ударными темпами начала строиться главная гидроавиабаза авиалинии. В деле освоения Северного морского пути её строительству придавалось большое значение. Полярные летчики вообще считали Красноярск "воротами Крайнего Севера". Были построены: ангар, бетонные гидроспуски, два плота-причала для приводнения гидросамолетов, складские помещения и другие сооружения.
В двухэтажном бревенчатом доме с верандой на первом этаже разместились: радиорубка, диспетчерская, служебные помещения, на втором — уютная гостиница для летного состава.
Возвращающимся с Севера гидросамолетам требовался ремонт, замена моторов. Нужен был завод, который бы занимался ремонтом и, кроме того, приспосабливал бы обычные самолеты к работе на Севере. Такой завод было решено построить в Красноярске, в составе гидроавиабазы.
Строительство требовало времени, поэтому в январе 1934 г. временно были открыты небольшие авиамастерские на левом берегу Енисея (ул. Дубровинского, 20). Все производство разместилось в двух деревянных ангарах и жилом доме, переоборудованном под производственные нужды.
Поэтому было принято решение строить завод отдельно от гидроавиабазы, на правом берегу Енисея.
Началось строительство, и в июле 1938 г., когда был сдан в эксплуатацию первый ангар, в него перебазировалась часть цехов. В 1940 г. были сданы второй ангар и заводоуправление, и завод полностью переехал на правый берег.
Война внесла кардинальные изменения и в деятельность полярной авиации Главсевморпути. К 1941 году в ее составе находилось в эксплуатации 150 самолетов.
С первых же дней войны 54 человека летного состава ушли добровольно на фронт, в их числе С.А.Асямов, М.В. Водопьянов, Э. Пусэп, А.Н. Тягунин, А.П. Штепенко и др.
В связи с тем, что в 1941 г. 72 % летного состава Красноярского транспортного авиаотряда ( вместе с самолетами и летным и инженерно-техническим составом), енисейский авиаотряд и абаканское отдельное звено убыли на фронт, практическое обеспечение воздушных перевозок Красноярского края осуществляла полярная авиация.
Енисейская авиагруппа обеспечивала только перевозки, имеющие большое народно-хозяйственное значение. Доставка грузов, в основном, производилась для треста «Енисейзолото», и обогатительной фабрики «Соврудник». Завозили также продовольствие, товары для коллектива Пит-городка.
В результате, по сравнению с 1940 годом отправка грузов в 1941 году возросла на 148 % при снижении пассажирских и почтовых перевозок. Большой объем (1 435 часов) был выполнен на патрулировании, аэротоксации, обследовании лесов и на полеты по санитарным заданиям ( 2043 часа). За год было сэкономлено 31, 2 т авиабензина и масла.
Игарская авиагруппа обслуживала две авиалинии: Игарка-Диксон, Игарка – мыс Косистый, общей протяженностью 2 860 км. За 1941 год ей было перевезено 4 522 пассажира, 35 т почты и 346 т грузов.
С 1942 года Енисейская и Игарская авиагруппы, кроме перевозок для Главсевморпути , основным заданием имели обеспечение Норильскстроя и ГМК авиаперевозками.
Постоянная эксплуатация самолетов в тяжелых условиях требовала постоянного ремонта самолетов. Авиаремонтные мастерские работали круглосуточно и обеспечивали работоспособность техники.
После войны авиаремонтные мастерские были перепрофилирован с авиаремонта на судостроение.
Уже в 1946 г. строятся мореходные катера мощностью 300 лс — «РБТ» (рейдово-буксирый теплоход) проекта 378, которые работали на всех реках Союза, на строительстве Ассуанской ГЭС в Египте, в составе китобойной флотилии в Антарктиде.
Всего за 1949—1962 гг. было выпущено 393 единицы.
За всю свою почти 70-летнюю историю Красноярский судостроительный завод прошел славный путь от строительства и ремонта «летающих лодок», так в тридцатые годы называли гидросамолеты, до строительства кораблей большой грузоподъемности смешанного района плавания «река-море».
На заводе было построено 598 самоходных и 539 несамоходных судов. Если выстроить в одну линию все суда, построенные на заводе, то они вытянулись бы на 70 км.
Красноярский судостроительный завод внес большой вклад в пополнение флота и развитие судоходства на Енисее.
Красноярского судостроительного завода больше не существует. Время и перестройка сделали свое дело, но завод внес большой вклад в историю Енисея и отечественного судостроения.
|