Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Воспитание и дополнительное образование

Воспитание и дополнительное образование

Создание в школе системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции, развитие творческих способностей у детей.

 Дополнительное образование выступает средством непрерывного образования и формирования личности, средством воспитания и в тоже время источником мотивации учебной деятельности, выбора профильного обучения, помогает в выборе профессии.

Основным положением организации дополнительного образования в школе является раннее выявление интересов и способностей детей (задача психологической службы) и талантов (через участие в различных делах), а так же,  развитие индивидуальных способностей. Она существует только в движении, только в развитии. Это развитие осуществляется лишь в процессе той или иной деятельности, в том числе в системе дополнительного образования).

Важнейшим элементом структуры дополнительного образования являются школьные кружки, которые развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы. Кроме того, разнопрофильность кружков создает условия для разностороннего развития личности.

Дополнительное образование дает глубокий эмоциональный заряд, который подкрепляется видимым результатом: готовая поделка, сыгранная роль, участие в выставке, концерте, соревновании и т.д.

 Важнейшим условием для обеспечения успешной организации дополнительного образования является грамотное управление этим процессом. Управление – это не столько процесс идущий сверху вниз: администрация – педагоги дополнительного образования – дети, это целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает в роли субъектов и в роли объектов управления.

Создание и развитие системы ДО в школе проходит в четыре этапа:

  1. Диагностико-информационный (невозможно решить задачу не изучив интересов, желания и потребности учащихся);

  2. Организационный (объединение единомышленников, создание кружков, секций и других объединений);

  3. Методическая и педагогическая поддержка (своевременное оказание методической помощи педагогам и педагогической помощи учащимся в сложных ситуациях выбора, самореализации, самооценки и др.);

  4. Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, текущий контроль, анализ, выявления перспектив, учет и максимальное использование возможностей внешней среды).

Завершающий этап в развитии системы дополнительного образования не является окончанием работы в этом направлении. Двигателем системы является рост потребностей школьного коллектива.

Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:

  • в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

  • в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

  • в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

  • в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

  • в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

  • в возможности получить допрофессиональную подготовку.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, определяются основные функции ДО:

  1. образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

  2. воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

  3. креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

  4. интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;

  5. функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

  6. функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

В настоящее время в школе реализуются 20 общеразвивающих программ дополнительного образования, по разнопрофильным направлениям для учащихся 1-4, 5-11 классов.

Дополнительное образование – важнейшая составляющая образовательного пространства школы. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию школьников, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику  безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.

Дополнительное образование детей направлено на решение следующих задач:

  •  создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интереса детей, усиления их здоровья;
  •  личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
  •  обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  •  формирование общей культуры школьников;
  • воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
  • развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству;
  •  создание условий для творческой реализации;
  • интеллектуальное духовное развитие личности ребенка;
  • профилактика асоциального поведения;
  • приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения.
  • формирование и закрепление традиций школы.

Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Оно характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.), а также по следующим направленностям:

  • художественно-эстетическая;
  • физкультурно-спортивная;
  • социально-педагогическая;
  • естественнонаучная;
  • военно-патриотическая;
  • туристско-краеведческая.

Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.

Внеурочная работа не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для развития разнообразных интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Внеурочная деятельность обучающихся в МАОУ СШ №19 осуществляется в соответствии с Программой духовно-нравственного развития и  воспитания, Программой воспитания и социализации,   планом  внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов, планом внеурочной деятельности обучающихся 5-11 классов.

В  соответствии  с  федеральным  государственным  образовательным  стандартом    основная образовательная  программа  общего  образования  реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под  внеурочной  деятельностью  в  рамках  реализации  ФГОС  следует  понимать  образовательную  деятельность,  осуществляемую  в  формах, отличных  от  классно-урочной,  и  направленную  на  достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Кроме  того,  внеурочная  деятельность  в    школе  позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная  деятельность  организуется  по  направлениям  развития  личности: 

  • спортивно-оздоровительное, 
  • духовно-нравственное, 
  • социальное, 
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное

Внеурочная деятельность организована в  таких  формах,   как  экскурсии,  кружки,  секции,  круглые  столы,  конференции,  диспуты,  школьные  научные  общества,  олимпиады,  соревнования, поисковые  и  научные  исследования,  общественно полезные практики и других.

Формы  организации  внеурочной  деятельности,  как  и  в  целом  образовательного  процесса,  в  рамках  реализации  основной  образовательной  программы  начального  общего, основного общего и среднего  общего образования  определяется  образовательным  учреждением.

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

  • учёт возрастных особенностей;

  • сочетание индивидуальных и   коллективных форм работы;

  • связь теории с практикой;

  • доступность и наглядность;

  • включение в активную жизненную позицию

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления  и  практического  использования  отдельных  аспектов  содержания программ учебных предметов, курсов. 

Расписание внеурочной деятельности на 2020-2021 учебный год скачать

plus


plus


plus


plus


plus


plus